A- A A+
Акимат Аккольского района Акимат Аккольского района
Суть поклонения

В изречении Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), передаваемом Абу Хурайрой говорится: «Не войдете в Рай, пока не будет у вас вера совершенной. И не будет она у вас совершенной, пока вы не полюбите друг дуга. Так не указать ли мне на вещь, которую, если вы будете выполнять, полюбите друг друга? Распространяйте приветствие между собой!». Нас будет интересовать первая часть хадиса, где сказано: «Не войдете в Рай, пока не будет у вас вера совершенной», а также слова Всевышнего о том, что Рай уготован богобоязненным рабам. Из этого следует, что Рай уготован для богобоязненных рабов Аллаха, с совершенной верой и, что Всевышний дает нам возможность очиститься от грехов и совершенствовать веру. Тем же, кто не успел достичь этих целей в этом мире, если же Аллах не смилостивится и не простит, придется очиститься в огне. Так как рай уготован богобоязненным, чистым рабам. Тогда все виды поклонения должны быть направлены на усовершенствование веры. Недопонимание данной сути и привело, на мой взгляд, в упадок исламскую умму. Она (умма) занята второстепенными вопросами, погрязла в грехах и вражде, причем не с врагами, а между собой. Брат обвиняет своего брата в неверии и ереси. Разве в этом кроется суть Ислама, суть поклонения?!

На самом же деле, если вглядеться, то каждое действие, будь оно обязательным или желательным, в своей основе направлено на воспитание человека, на его совершенствование.

Начнем с шахады — свидетельства веры в то, что нет божества кроме Аллаха и, что Мухаммад раб и посланник Аллаха. И так, человеку, искренне объявившему о своей вере, моментально прощаются все грехи. Таким образом, он становится чистым и, если же он умрет в таком положении, он будет удостоен рая по воле Аллаха.

Вторым столпом Ислама является пятикратная молитва. Но ключом к ней считается омовение (дарет). Так вот, в сборнике Муслима приводится изречение Посланника Аллаха, где он своим сподвижникам сказал: «Хотите, я вам назову деяние, по причине которого Аллах простит ваши грехи и возвеличит вас? Совершайте малое омовение полностью и правильно, несмотря на все трудности…». Само омовение, кажущееся чем-то простым, отлучает человека от лени, приучает к чистоте, т.е. воспитывает и совершенствует его. Про намаз же Всевышний Аллах говорит: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного», т.е. свойство намаза — удерживать человека от мерзких поступков. Если же он не удерживает, значит, есть проблема. Но она не в намазе, а в самом отношении к намазу. Такому человеку следует серьезней отнестись к намазу. Ведь Аллах не велел нам ее читать как в виде зарядки, пять раз в день. Он желал совершенства наших душ. По этой причине, в поклонении уделяется очень большое внимание намерениям и ихсану. Ихсан — поклонение Аллаху в таком виде, как будто бы ты видишь Его. Если же нет, то хотя бы представлять что Он видит тебя. Достигший такого состояния человек — считается достигшим совершенства.

Третий столп Ислама — пост в месяц Рамадан. В суре аль-Бакара Аллах гласит: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь». Из данного аята мы видим, что целью поста является наше усовершенствование. Ведь фразу «быть может, вы устрашитесь» т.е. «лааллякум таттакун» можно понять как: «чтобы ваша вера стала совершенней» или проще: «чтобы ваш иман стал крепче». Из этого следует, что цель поста — укрепление нашей веры и совершенство человека, а не поддержание здоровья. Но к очень великому сожалению, некоторые из нас не только не укрепляют веру в Рамадан, но и умудряются стать даже хуже чем в начале поста.

Вместе с этим пост смягчает сердце постящемуся. Так как он ощущает себя так же как ощущают себя нуждающиеся. В результате у него появляется сострадание. В этом и проявляется воспитательная сторона поста.

Следующий постулат Ислама — выплата закята.

Человек, по своей натуре, может быть скупым и жадным. Выплата же закята поможет ему избавиться от подобных качеств. Ежегодно, выплачивая закят, он научится делать и добровольные пожертвования и в итоге не заметит, как он стал щедрым в душе. Значит, закят, как поклонение, воспитывает человека и совершенствует его.

Пятый столп ислама — паломничество к Дому Аллаха, если есть на это возможность. Т.е. совершить хадж один раз в жизни.

Хадж, как и другие столпы религии, по-своему воспитывает человека. При совершении обрядов хаджа нет ни привилегий короля, ни президента. Нет там мест для «VIP-персон». Все паломники облачаются в белые одеяния, подобно савану — одна обворачивается в нижней части туловища, другая на плечи. Таким образом, человека возвращают на должный уровень, т.е. «спускается с небес на землю». Такой человек кается над своими грехами и ошибками, признает свое положение перед Всевышним. Избавляется от таких качеств как высокомерие, кичливость и скупость. Таким образом, он становится достойным Рая. Но это при том условии, что он совершит хадж со всеми условиями. Сторонясь при этом сквернословия, сплетен, ругани и других прегрешений. В изречении Пророка говорится: «Тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не сквернословя и не греша при этом, вернется таким же чистым от грехов, как в день своего рождения». Также хадж — это напоминание о Судном дне, когда все станут перед Господом, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе. Хадж — это воспитание паломника, когда он, находясь в пути и сталкиваясь с трудностями и неудобствами, должен проявить терпение. На хадже в одном месте встречается большое количество мусульман, и необходимо проявлять скромность, тактичность, уступчивость.

Отсюда проясняется мудрость и суть, как хаджа, так и других видов поклонения. Значит, поклонение должно по своей сути воспитать человека в отдельности и общество в целом, достойное высшей награды — Рая, уготованного для человека, подобного драгоценному и очищенному от примесей камню. Если же это камень не будет вовремя очищен, то ему придется очиститься посредством огня. Только тогда он удостоится блаженного местоположения. Такова суть поклонения — сделать человека совершенным, подобным драгоценному камню.

В Судный день всевышний не посмотрит на наше одеяние, национальность, коротко постриженные штаны и бороды. Он посмотрит на наши сердца и деяния, как это приводится в известном изречении от Посланника Аллаха. Доводом сказанному послужит история, передающаяся от Пророка, где сподвижники его спросили: «Есть женщина, которая днями постится, ночи выстаивает в молитвах. Но вместе с этим причиняет вред своему соседу. Что ты скажешь о ней?», на что он ответил: «Нет блага в ней, и она в Огне!». Из этого следует, нет блага в твоем поклонении, если оно не меняет тебя, твой характер, поведение. Но это не означает, что нужно оставить поклонение. Напротив, нам следует исправить отношение к своим обязанностям. Отнестись, к ним как следует, и поклоняться Творцу, поняв саму суть поклонения. Ведь правила сделаны для того, чтобы сопоставлять им себя, а не для оценки других.

О, Всевышний! Одари нас правильным пониманием религии!

Канат Алшимбаев — теолог,
наиб имам мечети им.Науана хазрета. г.Кокшетау.

Дата публикации: 30.10.2018 15:04
Последние изменения страницы: 30.10.2018 15:04
Количество просмотров: 4200

egov.kz - государственные услуги и информация онлайн

 

@2019 Акимат Аккольского района
Яндекс.Метрика

Почтовый адрес:

Телефон:

Факс:

Электронная почта:

г. Акколь ул. Нурмагамбетова 94,
индекс: 020100

8 (716-38) 2-02-82;

8 (716-38) 2-06-31;

akkol_kanz@akmo.kz