A- A A+
Ақкөл ауданының әкімшілігі Ақкөл ауданының әкімшілігі
Почему люди попадают в деструктивные религиозные организации и что нас может защитить

Мы живём в период опасностей, они подстерегают нас повсюду: на работе, дома, на улице, в учебных заведениях. Опасности грозят нам (а особенно нашим детям) с экранов телевизоров и во Всемирной Паутине.

Многие опасности мы научились преодолевать — мы знаем, куда бежать, если вдруг произойдёт авария на ядовитом производстве возле нашего дома, мы учим своих детей не разговаривать с незнакомцами на улицах, как вести себя в тех или иных экстремальных ситуациях, но порой мы забываем о том, что современные угрозы могут быть направлены не только против тела юноши или девушки, но и против их души, и ещё неизвестно, какие угрозы — душевные или телесные — более для них опасны. Мы живем в обществе, где человек волен следовать религиозным убеждениям по своему выбору и в силу своей индивидуальности, убеждений и верований, тогда возникает вопрос, каким же образом нетрадиционные псевдорелигиозные объединения своими учениями привлекают людей в свои ряды.

Наверное, вы сталкивались со случаями, когда в городе к вам не раз приставали «навязчивые незнакомцы» с разными предложениями о посещении «семинаров», «диспутов», «психологических аутотренингов» и т.д. и т.п. Как правило, мы просто отмахиваемся от них, совершенно не задумываясь, куда они призывают и по какому пути идут. Когда же мы в очередной раз слышим рассказ знакомых о том, что кто-то из их родственников ушёл из семьи, продал квартиру, покончил жизнь самоубийством, наслушавшись проповедей новоиспечённого «гуру», просто растерянно пожимаем плечами, говоря, что «ещё остались на свете чудаки».

Когда же беда случается с нашими близкими, как правило, возникает вопрос: «Почему это произошло? Что побудило этого человека уйти в культ?» Тем более если речь идет о подростке, увлекшемся подобными идеями. По моему мнению, самое страшная опасность тоталитарных культов заключается в том, что они обращают своё острие именно против тех молодых людей, кто в состоянии задать себе вопросы о Боге и Вечности, кто задумывается над многими вечными вопросами бытия и не может найти на них ответ. Прежде всего, хочется предостеречь от мифа, который бытует в среде многих молодых людей: большинство незнакомых с проблемой людей считают, что они никогда, ни при каких обстоятельствах, не попадут ни в какую деструктивную религиозную организацию.

Какие факторы увеличивают риск попадания человека в тоталитарный культ?

Во-первых, это авторитарный или авторитарно-попустительсткий стиль воспитания в семье, который способствует привыканию к строгой иерархии, подчинению чужой воле, перекладыванию ответственности на других, вследствие чего не развивается инициативность и критичность. «Я начальник — я прав, ты подчиненный — ты не прав, ты начальник — ты прав, я подчиненный — я не прав». Когда для человека такая форма отношений становится привычной и комфортной, он старается ее воспроизводить в своем дальнейшем опыте.

Во-вторых, длительное пребывание в ситуации условного принятия, (например, «мой сын не может быть неудачником», т.е. право называться сыном дается не по факту рождения, а при определенных условиях) и эмоциональной холодности (человек говорит, что ищет в религии духовные смыслы, а на самом деле — теплые отношения, поддержку и чувство единения).

В-третьих, не сформированная четкая система нравственных ориентиров, ценностных ориентаций. На фоне такой неопределенности культы рады предложить «единственно верную» и упрощенную систему ценностей.

При сниженном уровне критичности в группу риска могут попасть люди, которые работали в жестких структурах, например, в армии, и привыкли выполнять распоряжения, не задавая лишних вопросов. В ситуации сокращения или увольнения такой человек испытывает сильный стресс, а при наложении неблагоприятных факторов вероятность обращения в иерархичную структуру возрастает.

Среди психологических факторов следует выделить различные формы психологических расстройств и заболеваний. С одной стороны, психопатология тянет ее носителей в культы (как и к религии в целом), а с другой стороны, культы могут провоцировать психические расстройства, которые в обычной жизни носили бы латентный характер.

Впрочем, потенциальной жертвой деструктивных культов является каждый в состоянии разочарования, наивности, безнадежности и даже в состоянии авитаминоза. К факторам риска относятся все состояния неустойчивости, связанные со сменой социального статуса и групповых ролей, например, окончание средней школы, первый год вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в вузе, потеря или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого. Большинство будущих и бывших адептов страдают от сильного чувства одиночества, которое обостряет необходимость быть собой. А культы как раз и привлекают нас тем, что создают подобие семьи (вспомните, как там демонстрируют любовь новичкам, называют друг друга «брат», «сестра», «духовный отец»), но при этом изолируют последователя от его настоящей семьи. Если все традиционные религии ратуют за укрепление семьи (почитай от отца и мать своих), то псевдорелигиозные организации руководствуются принципом «разделяй и властвуй» (если близкие запрещают вам посещать собрания, это их устами говорит сатана; кто общается с кафиром — неверным, отступником — сам кафир).

При этом развитие некоторых способностей может не только способствовать освобождению от культозависимости, но и служит фактором, уберегающим от попадания в подобные организации. Арнольд Марковиц в статье «Защита от манипуляций» выделяет следующие защитные факторы:

Автономия. Мощное чувство независимости, ощущение личной силы, чувство подчинения, будущего себе, ориентация на достижения, самонаправленность.

Целеустремленность имеет отношение к поощрению автономии, включает наличие видения будущего, направленность на цель, ориентацию на успех, образовательные или карьерные стремления, упорство, оптимизм и веру в светлое будущее. Ощущение того, что жизнь имеет смысл, и человек в состоянии ставить собственные цели и достигать их является признаком здоровья.

Чувство собственного достоинства. Ощущение собственного "я", внутренний фокус контроля, чувство личной ценности и веры в то, что человек скорее может контролировать события, нежели быть пассивной жертвой.

Согласованность. Чувство уверенности в том, что жить в гармонии с внешним миром возможно.

Социальная компетентность. Способность чувствовать себя свободно в условиях социальных требований (на работе, в обществе равных), способность формировать романтические взаимоотношения и дружбу; использовать юмор, гибкость и приспособляемость.

Привязанность к взрослому. Наличие хотя бы к одной поддерживающей связи при низком уровне критического мышления. Многие попадают в культ в результате разочарования в жизни или разрыва важных отношений. Установление хорошей послекультовой привязанности будет для бывшего адепта укрепляющим.

Умение решать проблемы, принимать решения и терпимо относиться к противоречиям полезно для бывшего члена культа в преодолении своей зависимости от других, покорности и внушаемости. Бывшим адептам необходимо научиться жить без упрощенных ответов, предлагаемых культом.

Управление стрессом. Умение справляться со стрессом и разочарованиями является характерным признаком преодоления зависимости. Размышление о себе, применение юмора, признание своих ошибок и несовершенств являются аспектами взрослого развития. Контроль над собственной жизнью и ответственность за нее является показателем успешного возврата в общество.

Структурированная деятельность необходима для бывшего адепта как переходный этап к свободной жизни. В этом может помочь группа поддержки бывших культистов, организация досуга, клубы по интересам или помощь людям, оказавшимся в подобной ситуации.

Поскольку зависимость легче предупредить, чем лечить, то задачей родителей и специалистов, работающих с молодежью, становится помощь в формировании собственной индивидуальности и правильной идентификации. Именно раскрытие индивидуальности, самореализация, способность к принятию самостоятельных решений и настроенность нести за эти решения ответственность, повышение правовой и религиозной грамотности являются лучшей профилактикой ухода от реальности и фанатичному следованию псевдорелигиозной идее.

Если вы или ваши близкие столкнулись с подобной проблемой, обращайтесь по Телефону доверия действующего в КГУ «Центр анализа и развития межконфессиональных отношений» при управлении по делам религий Акмолинской области 8 (716-2) 72-25-96 или обращайтесь на бесплатную республиканскую горячую линию 114.

Журавлева Е.А., психолог, руководитель консультативно

психологического отдела КГУ ЦАРМО.

Мақаланың шыққан күні: 17.12.2017 16:39
Парақтағы соңғы өзгерістер: 17.12.2017 16:39
Қаралым саны: 754

egov.kz - мемлекеттік қызметтер және ақпарат онлайн

 

@2018 Ақкөл ауданының әкімшілігі
Яндекс.Метрика

Пошталық мекенжайы:

Телефон:

Факс:

Электрондық пошта адресі:

Ақкөл қаласы, Нұрмағамбетов көшесі 94,
индекс: 020100

8 (716-38) 2-02-82;

8 (716-38) 2-06-31;

akkol_kanz@akmo.kz