A- A A+
Акимат Аккольского района Акимат Аккольского района
Ханафитский мазхаб - духовное наследие казахского народа

Государственная политика Республики Казахстан в сфере религии направлена на сохранение стабильности и толерантности в межконфессиональной сфере. В духовной сфере жизни казахстанского общества после обретения республикой независимости активно идет процесс религиозного возрождения. Население Казахстана никогда не было склонно к фанатичной вере, скорее оно отличалось религиозной терпимостью и толерантностью.

Тем не менее, религиозная сфера была и остается одной из злободневных тем современности, широко обсуждаемых в разных слоях казахстанского общества. Идеологическим вакумом, образовавшимся после распада СССР и идей коммунизма, попытались воспользоваться представители самых различных нетрадиционных религииозных течений.

В ХХ веке в исламском мире произошли важные изменения, главной особенностью которого является политизация и радикализация ислама в мусульманских странах. В связи с этим Казахстан столкнулся самым серьезным вызовом в своей новейшей истории. По мнению исламоведов Казахстана, сложившаяся богословская традиция в нашей стране — суннизм ханафитскогомазхаба — вполне соответствует нашим культурным традициям, адаптивтировано к местным условиям и совместимо с принципами светского государства. Мы имеем очень глубокие собственные философские традиции понимания сути ислама и его этической доктрины, выраженные в трудах великих просветителей и мыслителей Абая, ИбраяАлтынсарина, МашхураЖусупаКопеева,Шакарима.

Сегодня, восстанавливая те многовековые религиозные традиции, которые в силу определенных исторических событий были прерваны более 100 лет назад, мы порой сталкиваемся со многими трудностями, обусловленными, прежде всего, низкой религиозной грамотностью населения. Одной из главных особенностей светского казахстанского общества является тот факт, что возрождение национальных и религиозных традиций народа Казахстана совпало по времени с восстановлением казахстанской государственности.

В рамках повышения уровня религиозной грамотности, необходимо изучение истории и традиции казахского народа.

Сегодня ученые религиоведы и теологи говорят о необходимости пропагандировать произведения казахских просветителей среди населения, а также веру, позволяющую нам, с одной стороны сохранить собственные духовные истоки .

В апреле 2015 года в городе Кокшетау, на родине таких выдающихся деятелей исламской культуры ХХ века как: Науан Хазрет, Садуакас Гильмани и других, проходила международная научно-практическая конференция на тему: «Духовные личности ислама в истории Казахстана», приуроченная 550-летию Казахского ханства.

Стремительное возрождение ислама и исламской культуры после 70-ти летнего господства воинствующего атеизма в постсоветских республиках, а сегодня и в условиях глабольного информационного общества имеет свои издержки и проблемы.

В связи с этим необходимо более внимательно всматриваться на тот исторический путь, по которому прошла исламская религия в Казахстане. Процесс исламизации в казахской степи исторически проходил волнами, начиная с VIIIвека до конца ХIХ века. Одной из важных, составляющих мусульманского мировоззрения казахов является суфизм, имеющий глубокие культурные и духовные истоки и особенности восходящие к доисламским традициям.

На сегодняшний день, согласно преамбуле закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» ислам ханафитского мазхаба признан культурообразующей религией Казахстана. Ханафитскиймазхаб (араб. ханафийа — путь ханафийа) — исламская правовая доктрина суннитского направления, основанна Абу Ханифой, анНу"ман ибн Сабит аль-Куфи ал-имам ал-Азам (699-767 гг.) (по мнению турецких ученых тюрк по происхождению). Слово «мазхаб» в переводе с арабского языка означает «путь, направление, взгляд». В шариате же мазхабом называют совокупность решений и мнений, путем специальных методов и положений, основанных на Коране и Сунне.Ханафитскиймазхаб считается наиболее умеренным направлением ислама, не допускающим религиозного фанатизма в вопросах веры.

Как известно, Абу Ханифа является первым богословом, разработавшим систему мусульманского права (фикх), которая, основываясь на законах Корана и Сунны, отвечала бы требованиям повседневной жизни. Абу Ханифа понимал, что народные обычаи и традиции занимают важное место в идеологии и социальном мировоззрении народа. Главным его сочинением является «аль-Фикхуль-Акбар», в котором были изложены основы исламского правоведения, исламской теологии, исламского законодательства.В 1Х-Х веках опорными пунктами ханафитского толка в Исламе становятся Хорасан и Туркестан, ее придерживались ханы Золотой Орды и Великие Моголы; в Османском султанате этот мазхаб был провозглашен государственным.

Сегодня более 80 процентов суннитов мира относятся к ханафитскомумазхабу, наряду с Кораном и Сунной он признает традиции и обряды народов, среди которых распространялся ислам. Это делало ислам привлекательным и популярным среди простых людей. Одной из главных особенностейханафитскогомазхаба является его терпимость к местным традициям. Характерно, что в ханафитской практике среди одного из источников шариата было понятие «урф» (??рып), то есть народный обычай и это позволяло применять для правовой деятельности мусульманских обществ традиционные системы регулирования, в частности адат, широко распространенный в Казахстане, Средней Азии.

К примеру, система казахского степного обычного права (адат), закрепленная в известных кочевых этико-правовых кодексах: Касым хана, Есим хана, Жети жаргы Тауке хана, допускалась мусульманскими правоведами наряду с собственными канонами ислама. Это создавало дух толерантности и взаимопроникновения разных традиций, и в то же время было, практичным и удобным решением любого спорного вопроса.

В Казахстане принята именно эта модель ислама. Как отметил в одном из своих выступлений Президент Н.А. Назарбаев: «слепой фанатизм абсолютно чужд психологии и менталитету нашего миролюбивого народа. Он противоречит ханафитскомумазхабу, которого придерживаются правоверные Казахстана».Современный опыт многих стран говорит о том, что распространению нетрадиционных и радикальных религиозных течений можно противостоять усилиями всего общества и государства. В 2014 году Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) приняло Концепцию развития до 2020 года. «Наша главная цель — развивать на территории страны позиции ханафитскогомазхаба, поднять его потенциал до такого уровня, чтобы можно было противостоять идеологии радикальных течений», — говорит главный муфтий ЕржанкажыМалгажыулы.

Мы не должны забывать о том, что в историческом прошлом ханафитскиймазхаб сыграл огромную роль в сохранении и укреплении национально-этнической идентичности нашего народа, исторической самобытности и культурно-религиозных ценностей (культура, язык, обычаи и традиции).Ханафитскиймазхаб решительно осуждает действия подстрекателей, вызывающих раскол среди мусульман, приводящих к противостоянию в умме, поэтому учение Абу Ханифы имеет огромное значение для укрепления мирного сосуществования всех мусульман и укрепления национального единства казахского народа. Ханафитскиймазхаб обладает огромным потенциалом терпимости и созидания, позволяющим жить в мире и согласии с представителями других религий и вероучений.

Дата публикации: 20.12.2017 16:14
Последние изменения страницы: 20.12.2017 16:14
Количество просмотров: 1693

egov.kz - государственные услуги и информация онлайн

 

@2019 Акимат Аккольского района
Яндекс.Метрика

Почтовый адрес:

Телефон:

Факс:

Электронная почта:

г. Акколь ул. Нурмагамбетова 94,
индекс: 020100

8 (716-38) 2-02-82;

8 (716-38) 2-06-31;

akkol_kanz@akmo.kz